ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАЗДНЕНИЕ ПРОДАЖ: УГРОЗА НАЛОГОВЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ.


 Техника утаивания доходов от продаж с помощью компьютерных технологий способствует уклонению от налогов и во всемирных масштабах приводит к значительным потерям бюджетов различных стран от несобранных налогов. Применяемые в розничном секторе системы электронных кассовых терминалов (СЭКТ) — ключевой компонент комплексных систем продаж и бухгалтерского учета. На них полагаются как на действенный инструмент реализации функции бухгалтерского учета, необходимый для управления предприятием. Соответственно, ожидается, что они будут содержать исходные данные, которые могут проверять налоговые инспекторы. В реальности же подобные системы не только позволяют осуществлять так называемый «скимминг», т.е. хищение поступающих наличных средств с использованием компьютерных технологий, подобно тому, как это делается вручную при краже средств из кассовых аппаратов предшествующих поколений), но и функционируя на основе ПО, призванного обеспечить утаивание выручки от продаж, они способствуют появлению куда более изощренных видов мошенничества, поскольку позволяют перепрограммировать вносимые записи для того, чтобы последние не позволяли замечать результаты скимминга. Из-за недостоверных данных о результатах продаж и доходах, скрытых с помощью подобной техники ухода от налогообложения, национальные налоговые органы теряют миллиарды долларов/евро. Канадская ресторанная ассоциация оценила объем утаиваемой всего за один год ресторанами страны выручки от продаж на уровне 2,4 млрд. канадских долларов.

 Со времени начала деятельности Рабочей группы ОЭСР по налоговым и другим финансовым преступлениям (РГНФП) и, благодаря ее работе по повышению осведомленности об этом явлении, ряд стран (включая Францию, Ирландию, Норвегию и Великобританию) провели проверки предприятий розничного сектора и обнаружили наличие в нем значительных проблем. В этой связи следует особо отметить быструю реакцию Ирландии: в стране было незамедлительно принято законодательство по борьбе с подобного рода нарушениями закона. Правительства ряда стран полагают, что активная работа в данном направлении — важный компонент стратегии по уменьшению разницы между суммой подлежащих выплате предприятиями налогов и фактически собираемым в бюджет объемом налогов. В настоящем отчете описываются функции систем СЭКТ и конкретные области, в которых сконцентрированы соответствующие риски. В нем детально представлены выявленные экспертами виды и способы утаивания доходов от продаж, в частности, мошенническое ПО и программы на внешних носителях (т.н. Zappers), а также продемонстрировано, как налоговые аудиторы и следователи могут выявить использование подобных методов. В документе также отмечается постоянное совершенствование инструментов утаивания доходов с помощью компьютерных технологий и необходимость быть готовым незамедлительно реагировать на изменения в этой сфере. В данном докладе собран и проанализирован ряд используемых национальными правительствами методов борьбы с правонарушениями, возникающими в результате использования техники утаивания доходов от продаж с использованием компьютерных технологий, а также представлены некоторые примеры передовой практики в данной области. Последние включают совершенствование практики соблюдения требований закона с упором на добровольность принятия бизнесом соответствующих обязательств в рамках отраслевых организаций, работу по повышению уровня информированности всех ключевых заинтересованных сторон, включая широкую общественность, совершенствование профессиональных умений и навыков представителей налоговых и следственных органов, деятельность по сбору и обмену данными и использованию технических решений — таких, как сертифицированные СЭКТ. Авторами доклада представлены следующие рекомендации:

      • Национальные налоговые администрации должны в рамках комплексного подхода к проблеме соблюдения налоговой дисциплины разработать стратегию борьбы с практикой утаивания доходов от продаж с использованием компьютерных технологий для того, чтобы она стала адекватным ответом рискам, порождаемым системами утаивания доходов от продаж с использованием компьютерных технологий; кроме того, в рамках данной стратегии следует пропагандировать принципы добровольного следования нормам закона, а также совершенствовать меры по выявлению фактов вышеуказанной практики и борьбе с этими явлениями.

    • Следует разработать программу коммуникаций, нацеленную на повышение информированности всех ключевых заинтересованных сторон о преступной природе использования подобного рода техники и серьезных последствиях, которые влекут за собой расследование и привлечение к ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

   • Налоговым администрациям следует периодически проводить анализ на предмет соответствия их установленных законом полномочий задачам проверки и судебной экспертизы СЭКТ.

    • Налоговым администрациям следует уделить особое внимание повышению квалификации сотрудников, совершенствованию их умений, навыков и инструментария в части проведения проверок и расследований, связанных с СЭКТ, включая повышение роли высококвалифицированных специалистов- аудиторов по электронным платежам и расчетам и — там, где это будет признано целесообразным, — использование экспертов по компьютерам и ПО.

  • Налоговым администрациям следует рассмотреть возможность разработки рекомендаций в части законодательства, криминализирующего поставки, владение и использование ПО в целях утаивания доходов от продаж с использованием компьютерных технологий.